МБОУ "Средняя школа №10" Петропавловск-Камчатского городского округа
Петропавловск-Камчатский
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

    "Средняя школа №10"

    Петропавловск-Камчатского городского округа

    История школы

    Выполнил:  Догадина А. В.
    Руководитель: учитель литературы Жовтонога О. И.

    С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашего города, региона, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу родину, и постепенно, узнавая с каждым разом больше и больше, мы становимся как будто ближе, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Но историю имеет не только страна. Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его город, несущих многолетнюю память и значение…Здесь же я хочу поведать историю школы, которая начинает свой путь с послевоенных лет двадцатого века, а именно с 1946 года, и продолжает его по сей день. В глобальных масштабах возраст небольшой, но сколько за эти годы изменилось! За 77 лет через стены школы прошли тысячи людей. Одни приходили и уходили, другие появлялись, чтобы остаться здесь, добавить еще одно лицо в полувековую историю средней школы №10, одного из старейших общеобразовательных учреждений города Петропавловска - Камчатского.

    Начало:

    видим: Первый послевоенный год. Отгремели последние залпы второй мировой войны, и страна стояла на пороге долгого и мучительного периода восстановления. И огромную роль в спасении страны от послевоенного кошмара должны были сыграть сами люди. Именно они давали новую жизнь фабрикам, заводам, домам и пароходам, именно на их плечи ложился тяжелый груз восстановления родины, дарования ей нового облика, сильного и смелого, гордого и чистого. Страна развивалась, хорошела, а вместе с ней развивался, рос наш город, город моряков и рыбаков, город - труженик.

    Росло население страны, росло молодое население нашего города, которое нуждалось как в любви и опеке родителей, так и в заботе со стороны администрации. Именно для них строились детские сады, начальные и средние школы. Но их не хватало…
    29 июня 1946 года на одиннадцатой сессии Петропавловского городского совета депутатов трудящихся "О состоянии народного образования и подготовки школ к новому учебному году" было принято решение создать начальную школу в районе Богородского озера.

    Архив: " Для более или менее нормальных (т. е. двусменных) занятий учащихся города совершенно необходимо следующее: 1. Организовать школу на Богородском озере на - 4 класса, т. е. 2 классных комнаты, чтобы не допустить 3-й смены в школе им. А. С. Пушкина".

    В те годы Богородская начальная школа представляла собой маленькое одноэтажное здание, состоящее из одной классной комнаты размером 80 м2. Обучалось в ней 64 человека: в первом классе 38 учеников, во втором - 26.
    Так было положено начало школе №10… Так закончился 1946 год.

    В 1947 году юное население школы увеличилось. Богородская начальная школа открыла двери для 116 учащихся. Согласно списку школ Петропавловского района Камчатской области по состоянию на 5 сентября 1947 года:
    Число классов-комплектов - 3
    1 класс - 44 ученика
    2 класс - 43 ученика
    3 класс - 29 учеников
    Количество учителей - 2
    Площадь классных комнат - 25 м2
    Число -2
    Во 2 смену учатся 43 учащихся.

    На линейке 1 сентября учеников встречала заведующая начальной школой №10 Дергачева Неонила Александровна.

    Архив: Дергачева Неонила Александровна, 1925 года рождения, русская, беспартийная, родилась на Камчатке. Окончила 9 классов и 3-х месячные курсы при Петропавловском педагогическом училище имени С. Н. Кирова в 1943 году. Аттестована в СШ №3.

    Архив: Ковшикова Лидия Григорьевна, 1929 года рождения, русская, беспартийная. Образование среднее. Окончила школу в Ново-Кубанском районе в 1947 году. На Камчатке с 1947 года.
    Тяжело было бы молодым преподавателям, если бы руководство области не было заинтересовано в их труде и профессионализме.

    Архив: решение № 151.
    Из протокола заседания исполнительного комитета Камчатского областного Совета депутатов трудящихся от 26.04.1947 года "Об организации, встрече и устройстве молодых учителей, прибывших в школы Камчатской области":

    • Для временного размещения прибывающих учителей подготовить общежитие.
    • Подготовить к 1 июня квартиры для прибывающих учителей.
    • Обеспечить учителей годовым запасом топлива.
    • Выделить каждому вновь прибывшему учителю по 200 кг картофеля и по 50 кг капусты
    • Обеспечить организованное питание учителей в период их пребывания в Петропавловске
    • Обеспечить вновь прибывших учителей промтоварами: пальто, костюмами, платьями, нательным и постельным бельем, валенками, туфлями, сапогами.

    57 школ Петропавловского района Камчатской области открыло двери для 10 тысяч 125 учащихся благодаря своевременной подготовке школ к 1947/1948 учебному году.

    "Средние века"

    Годы шли. Город растет, развивается. Растет число школ в городе. Увеличивается и число учеников в начальной школе №10.


    Архив: Список школ на 1 сентября 195о года.
    Число комплектов 1 - 4 классы: 6
    Количество учащихся: 180
    Количество учителей: 6
    Число классных комнат: 3
    Площадь классных комнат 100
    Занятия проводятся в 3 смены

    В 1951году школа становится семилетней.

    Архив: Список школ по состоянию на 1951-1952 учебный год.
    Число классов - 11
    Количество учащихся - 261
    Число классных комнат - 6
    Площадь классных комнат - 150
    В 3 смену обучаются 108 учеников
    Количество учителей - 13

    13 учителей.… Именно на их плечи ложился тяжелый груз ответственности за детей, их духовное и интеллектуальное воспитание. Вспомним же их имена:
    Директором школы была Багайцева Анастасия Тихоновна, преподававшая в школе историю Конституции СССР, талантливейший педагог и просто прекрасный человек.

    Архив: Из статьи Л. Шевчук "Активные строители коммунизма. Анастасия Тихоновна". "…1939 год. Молодая учительница начала свой трудовой путь в селе Хуторе". Во время войны Анастасия Тихоновна совмещала работу заведующей на ферме с работой в школе. " С 1944 года Анастасия Тихоновна стала трудиться в городской школе имени М. Горького. <…> Потом была организована школа № 10, в которой вот уже 17 лент работает Богайцева. Она тогда была любимой учительницей. Как-то в школе ученики отвечали на анкету: "Какой любимый предмет и есть ли любимый учитель?". Большинство ответило: " История. Анастасия Тихоновна". Дети платят любовью за ее любовь к ним. И каждый раз, затаив дыхание, они ловят слова учительницы, глубоко западающие в их детские впечатлительные сердца".

    Вместе с Анастасией Тихоновной в школе трудились:
    Ястребова З. А., завуч, учительница математики
    Крючкова З. Т., учительница начальных классов
    Тетерина В. Т., учительница начальных классов
    Рямова А. Г., учительница начальных классов
    Анисимова Е. И., учительница начальных классов
    Шилова К. А., учительница начальных классов
    Лапушкина Р. И., учительница русского языка и литературы
    Савиных В. Т., учительница русского языка и литературы
    Багайцев М. И., учитель математики
    Ищенко А. А., учительница географии, биологии, химии
    Герасимова Т. Ф., учительница физкультуры
    Гладких З. С., учительница начальных классов.

    Но время не стоит на месте, все меняется, растет число учеников, и маленькая школа на Богородском озере с трудом вмещает детей.

    Тесно в маленькой школе, нелегко работать в таких условиях, но как бы ни было тяжело, учителя продолжают дарить свет знаний, отдают частичку своей души, и труд учителя не остается незамеченным.

    Архив: Решение № 455 Петропавловского ГК КПСС и Исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 24 августа 1960 года "О награждении учителей города почетными грамотами" "За выдающиеся успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения наградить почетными грамотами следующих учителей города:

    • Ищенко Алевтину Александровну
    • Рюкову Надежду Александровну".

    60е годы - поворотное время в истории школы. С этих лет в школьную летопись добавляется еще одна важная страничка, в истории школы начинается новая эпоха.

    Архив: Решение № 429 от 6 июля 1961 года "О реорганизации сети школ города"
    "Исполнительный комитет Петропавловского городского Совета депутатов трудящихся решил:
    Просить облисполком разрешить гороно открыть с 1 сентября 1961 года в здании новой школы на ул. Садовой школу продленного дня, в основу контингента которой взять учащихся нынешней семилетней школы № 10".

    С 1961 года школа становится восьмилетней.

    Для школы с любовью…

    Конечно, никто не станет отрицать, что основа школы, ее "фундамент" - это учителя. Долг учителя - воспитать духовно и интеллектуально развитое поколение.
    В 7 лет ребенка приводят в школу, и последующие 10 лет он будет неразрывно связан с ней. Школа становится тем местом, от которого зависишь, к которому привыкаешь, часть своей жизни ребенок должен отдать школе. Школа - часть жизни ребенка, ребенок - то, ради чего живет школа. Первые успехи ребенка навсегда останутся в истории школы, памяти его первых учителей. Его же неудачи забудутся, унесутся ветром времени, а в памяти останется только хорошее, то, что важно для ребенка, учителя и школы…

    Дети всегда играли ведущую роль в жизни десятой школы. Их успехам радовались, неудачам огорчались, ведь за десять лет, которые ребенок проводит в школе, учитель познает его, ребенок навсегда остается в памяти его сердца...

    С самого начала учителя пытались не только интеллектуально, но и духовно воспитывать детей: создавать кружки, организации для детей, участвовать в различных соревнованиях, весело проводить время вне стен школы.

    Архив: Статья А. Багайцевой "Интересный отдых школьников". 1954год.
    "Еще в конце учебного года учащиеся нашей школы вместе с преподавателями наметили план летнего отдыха. Много интересных походов, прогулок, экскурсии ждало школьников.
    Лето наступило. Пионеры совершили прогулку на Авачинскую бухту, побывали на берегу Тихого океана. Этот подход к океану был особенно интересный. 50 мальчиков и девочек с учителями с самого утра отправились на прогулку, там разожгли костер, испекли картошку, которая, конечно, показалась всем очень вкусной.
    Долго готовились школьники к походу в Паратунку. И вот долгожданный день наступил. Сбор у школы назначен на 7:30 утра.
    Весь путь от Тарьи до Паратунки ребята чувствовали себя бодро.
    Отдых в Паратунке, купание в теплых ключах, свежее молоко и сливки как рукой сняли усталость с маленьким путешественников. Ребята посетили в селе могилу партизана Елизова и его славных товарищей, встретились с участниками гражданской войны на Камчатке тт. Чекмаревым и Тюменцевым. Они рассказали ребятам о борьбе камчатских партизан с белогвардейскими бандами, о том, как была установлена советская власть.
    Дети возложили на могилу Елизова венки из живых цветов.
    Бодрые и веселые, вернулись школьники домой.
    Так проводят летний отдых учащиеся городской семилетней школы № 10."

    Упоминаемая в этой статье пионерская дружина была в школе с начала 50-х годов, просуществовала до начала 90-х и исчезла, когда перестал существовать Советский Союз.

    Она носила имя Олега Кошевого, и, как любая пионерская организации в те годы, занимала важное место в повседневной жизни школы. В дружине шло разделение на отдельные отряды. Отряды создавали дневники, в которые записывались различные данные по отряду: его состав, имена руководителей, рядовых членов, записывался план работы. Сохранился один дневник отряда имени Володи Щербацевича. В нем кратко объяснено происхождение названия отряда, представлен план работы, присутствуют имена руководителей: глава дружины, фамилии звеньевых: 1 звено - Мирошникова Анна, 2 звено - Юрасёв Игорь и так далее. Дети этих людей сейчас тоже учатся в школе №10. Это одна из традиций школы. Заканчивая 10-ую школу, выпускники потом приводят сюда своих детей. Примерами таких семей могут быть: Горбунова Ирина (в девичестве Приходько) и Горбунов Александр. Они учились в одном классе, окончили школу в 1977, их сын сейчас заканчивает одиннадцатый класс. Другим примером может быть семья Лопатиевых;
    Лопатиев Игорь закончил школу в 1982 году, был занесен в Книгу Почета. Его дочь Лопатиева Евгения сейчас учится в одном классе с Горбуновым. Еще одним примером школьных семейных династий может служить семья Шароватовых: оба окончили школу в 1982 году, и их дети сейчас тоже учатся в школе № 10. Шароватова Елена Владимировна ( в девичестве Белякова) работает в школе учителем математики. Закончила Дальневосточный государственный университет и вернулась в родную школу учителем географии ее одноклассница Гонтарева Елена Юрьевна.

    Одно время в школе существовал "Клуб интернациональной деятельности". Пионеры изучали культуру других государств и вели переписку с детьми из зарубежных стран.
    Также школа занимала первые места в таком древнейшем виде спорта, как шахматы, несколько раз брала кубки за 1 место в соревнованиях под названием "Белая ладья".

    Традиция побеждать сохраняется в школе и по сей день. Призовые места берут школьные команды по футболу, баскетболу . В школе развиваются как спортивные, так и интеллектуальные таланты ребят. Школа живет полной жизнью во всех отношениях.

    Заключение

    Школьная жизнь продолжается вот уже 77 лет. Многое изменилось за это время: из маленькой начальной школа превратилась в общеобразовательную, изменила свой внешний облик, сменила несколько поколений учителей и детей. Но на этом жизнь школы не заканчивается и не становится хуже, но становится лучше, богаче и талантливее… И пусть так продолжается и впредь…

    Архив: решение № 151.
    Из протокола заседания исполнительного комитета Камчатского областного Совета депутатов трудящихся от 26.04.1947 года "Об организации, встрече и устройстве молодых учителей, прибывших в школы Камчатской области":

    • Для временного размещения прибывающих учителей подготовить общежитие.
    • Подготовить к 1 июня квартиры для прибывающих учителей.
    • Обеспечить учителей годовым запасом топлива.
    • Выделить каждому вновь прибывшему учителю по 200 кг картофеля и по 50 кг капусты
    • Обеспечить организованное питание учителей в период их пребывания в Петропавловске
    • Обеспечить вновь прибывших учителей промтоварами: пальто, костюмами, платьями, нательным и постельным бельем, валенками, туфлями, сапогами.

    57 школ Петропавловского района Камчатской области открыло двери для 10 тысяч 125 учащихся благодаря своевременной подготовке школ к 1947/1948 учебному году.

    "Средние века"

    Годы шли. Город растет, развивается. Растет число школ в городе. Увеличивается и число учеников в начальной школе №10.


    Архив: Список школ на 1 сентября 195о года.
    Число комплектов 1 - 4 классы: 6
    Количество учащихся: 180
    Количество учителей: 6
    Число классных комнат: 3
    Площадь классных комнат 100
    Занятия проводятся в 3 смены

    В 1951году школа становится семилетней.

    Архив: Список школ по состоянию на 1951-1952 учебный год.
    Число классов - 11
    Количество учащихся - 261
    Число классных комнат - 6
    Площадь классных комнат - 150
    В 3 смену обучаются 108 учеников
    Количество учителей - 13

    13 учителей.… Именно на их плечи ложился тяжелый груз ответственности за детей, их духовное и интеллектуальное воспитание. Вспомним же их имена:
    Директором школы была Багайцева Анастасия Тихоновна, преподававшая в школе историю Конституции СССР, талантливейший педагог и просто прекрасный человек.

    Архив: Из статьи Л. Шевчук "Активные строители коммунизма. Анастасия Тихоновна". "…1939 год. Молодая учительница начала свой трудовой путь в селе Хуторе". Во время войны Анастасия Тихоновна совмещала работу заведующей на ферме с работой в школе. " С 1944 года Анастасия Тихоновна стала трудиться в городской школе имени М. Горького. <…> Потом была организована школа № 10, в которой вот уже 17 лент работает Богайцева. Она тогда была любимой учительницей. Как-то в школе ученики отвечали на анкету: "Какой любимый предмет и есть ли любимый учитель?". Большинство ответило: " История. Анастасия Тихоновна". Дети платят любовью за ее любовь к ним. И каждый раз, затаив дыхание, они ловят слова учительницы, глубоко западающие в их детские впечатлительные сердца".

    Вместе с Анастасией Тихоновной в школе трудились:
    Ястребова З. А., завуч, учительница математики
    Крючкова З. Т., учительница начальных классов
    Тетерина В. Т., учительница начальных классов
    Рямова А. Г., учительница начальных классов
    Анисимова Е. И., учительница начальных классов
    Шилова К. А., учительница начальных классов
    Лапушкина Р. И., учительница русского языка и литературы
    Савиных В. Т., учительница русского языка и литературы
    Багайцев М. И., учитель математики
    Ищенко А. А., учительница географии, биологии, химии
    Герасимова Т. Ф., учительница физкультуры
    Гладких З. С., учительница начальных классов.

    Но время не стоит на месте, все меняется, растет число учеников, и маленькая школа на Богородском озере с трудом вмещает детей.

    Тесно в маленькой школе, нелегко работать в таких условиях, но как бы ни было тяжело, учителя продолжают дарить свет знаний, отдают частичку своей души, и труд учителя не остается незамеченным.

    Архив: Решение № 455 Петропавловского ГК КПСС и Исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 24 августа 1960 года "О награждении учителей города почетными грамотами" "За выдающиеся успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения наградить почетными грамотами следующих учителей города:

    • Ищенко Алевтину Александровну
    • Рюкову Надежду Александровну".

    60е годы - поворотное время в истории школы. С этих лет в школьную летопись добавляется еще одна важная страничка, в истории школы начинается новая эпоха.

    Архив: Решение № 429 от 6 июля 1961 года "О реорганизации сети школ города"
    "Исполнительный комитет Петропавловского городского Совета депутатов трудящихся решил:
    Просить облисполком разрешить гороно открыть с 1 сентября 1961 года в здании новой школы на ул. Садовой школу продленного дня, в основу контингента которой взять учащихся нынешней семилетней школы № 10".

    С 1961 года школа становится восьмилетней.

    Для школы с любовью…

    Конечно, никто не станет отрицать, что основа школы, ее "фундамент" - это учителя. Долг учителя - воспитать духовно и интеллектуально развитое поколение.
    В 7 лет ребенка приводят в школу, и последующие 10 лет он будет неразрывно связан с ней. Школа становится тем местом, от которого зависишь, к которому привыкаешь, часть своей жизни ребенок должен отдать школе. Школа - часть жизни ребенка, ребенок - то, ради чего живет школа. Первые успехи ребенка навсегда останутся в истории школы, памяти его первых учителей. Его же неудачи забудутся, унесутся ветром времени, а в памяти останется только хорошее, то, что важно для ребенка, учителя и школы…

    Дети всегда играли ведущую роль в жизни десятой школы. Их успехам радовались, неудачам огорчались, ведь за десять лет, которые ребенок проводит в школе, учитель познает его, ребенок навсегда остается в памяти его сердца...

    С самого начала учителя пытались не только интеллектуально, но и духовно воспитывать детей: создавать кружки, организации для детей, участвовать в различных соревнованиях, весело проводить время вне стен школы.

    Архив: Статья А. Багайцевой "Интересный отдых школьников". 1954год.
    "Еще в конце учебного года учащиеся нашей школы вместе с преподавателями наметили план летнего отдыха. Много интересных походов, прогулок, экскурсии ждало школьников.
    Лето наступило. Пионеры совершили прогулку на Авачинскую бухту, побывали на берегу Тихого океана. Этот подход к океану был особенно интересный. 50 мальчиков и девочек с учителями с самого утра отправились на прогулку, там разожгли костер, испекли картошку, которая, конечно, показалась всем очень вкусной.
    Долго готовились школьники к походу в Паратунку. И вот долгожданный день наступил. Сбор у школы назначен на 7:30 утра.
    Весь путь от Тарьи до Паратунки ребята чувствовали себя бодро.
    Отдых в Паратунке, купание в теплых ключах, свежее молоко и сливки как рукой сняли усталость с маленьким путешественников. Ребята посетили в селе могилу партизана Елизова и его славных товарищей, встретились с участниками гражданской войны на Камчатке тт. Чекмаревым и Тюменцевым. Они рассказали ребятам о борьбе камчатских партизан с белогвардейскими бандами, о том, как была установлена советская власть.
    Дети возложили на могилу Елизова венки из живых цветов.
    Бодрые и веселые, вернулись школьники домой.
    Так проводят летний отдых учащиеся городской семилетней школы № 10."

    Упоминаемая в этой статье пионерская дружина была в школе с начала 50-х годов, просуществовала до начала 90-х и исчезла, когда перестал существовать Советский Союз.

    Она носила имя Олега Кошевого, и, как любая пионерская организации в те годы, занимала важное место в повседневной жизни школы. В дружине шло разделение на отдельные отряды. Отряды создавали дневники, в которые записывались различные данные по отряду: его состав, имена руководителей, рядовых членов, записывался план работы. Сохранился один дневник отряда имени Володи Щербацевича. В нем кратко объяснено происхождение названия отряда, представлен план работы, присутствуют имена руководителей: глава дружины, фамилии звеньевых: 1 звено - Мирошникова Анна, 2 звено - Юрасёв Игорь и так далее. Дети этих людей сейчас тоже учатся в школе №10. Это одна из традиций школы. Заканчивая 10-ую школу, выпускники потом приводят сюда своих детей. Примерами таких семей могут быть: Горбунова Ирина (в девичестве Приходько) и Горбунов Александр. Они учились в одном классе, окончили школу в 1977, их сын сейчас заканчивает одиннадцатый класс. Другим примером может быть семья Лопатиевых;
    Лопатиев Игорь закончил школу в 1982 году, был занесен в Книгу Почета. Его дочь Лопатиева Евгения сейчас учится в одном классе с Горбуновым. Еще одним примером школьных семейных династий может служить семья Шароватовых: оба окончили школу в 1982 году, и их дети сейчас тоже учатся в школе № 10. Шароватова Елена Владимировна ( в девичестве Белякова) работает в школе учителем математики. Закончила Дальневосточный государственный университет и вернулась в родную школу учителем географии ее одноклассница Гонтарева Елена Юрьевна.

    Одно время в школе существовал "Клуб интернациональной деятельности". Пионеры изучали культуру других государств и вели переписку с детьми из зарубежных стран.
    Также школа занимала первые места в таком древнейшем виде спорта, как шахматы, несколько раз брала кубки за 1 место в соревнованиях под названием "Белая ладья".

    Традиция побеждать сохраняется в школе и по сей день. Призовые места берут школьные команды по футболу, баскетболу . В школе развиваются как спортивные, так и интеллектуальные таланты ребят. Школа живет полной жизнью во всех отношениях.

    Заключение

    Школьная жизнь продолжается вот уже 77 лет. Многое изменилось за это время: из маленькой начальной школа превратилась в общеобразовательную, изменила свой внешний облик, сменила несколько поколений учителей и детей. Но на этом жизнь школы не заканчивается и не становится хуже, но становится лучше, богаче и талантливее… И пусть так продолжается и впредь…

    Педагогический состав
    Структурные подразделения отсутствуют

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная.

    Программа развития

    отсутствует

    Фотографии

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie